Секрет настойчивости в Lean: Организация потока создания ценности

Бережливые проекты, не основанные на потоке ценностей, не смогут сохранить первоначальное воодушевление. В этой статье я объясняю, почему так происходит и как это исправить.

Я был свидетелем многих проектов, связанных с бережливой трансформацией. Вам знакомо первоначальное волнение; создаются семинары кайдзен, мотивируются команды, проводятся измерения. На какое-то время помещение наполняется энергией. Но потом… потом тишина. Потому что на повестку дня встает самый сложный вопрос: «Насколько постоянным будет это преобразование?».

И тогда мы подходим к вопросу, который лежит в основе всего этого: Организационная структура. Если структура не меняется, то и поведение не изменится. Поэтому нереально ожидать, что структура останется прежней, а поведение изменится.
Функциональная структура: Каждый по-своему, а где же клиент?

В традиционных структурах работа разделена: производство занимается своими делами, качество — чем-то другим, а техническое обслуживание обычно появляется только тогда, когда все ломается. Хотя изнутри такая структура выглядит организованной, для стороннего наблюдателя — клиента — она хаотична. Потому что вместо организационных границ он видит только качество продукта, его своевременную доставку и надежность.

Однако функциональная структура разрушает эту видимость. Каждый сосредоточен на своей собственной работе, проблемы являются общими, но решения разрозненны. Добиваться долгосрочных улучшений в такой обстановке — все равно что искать дорогу в тумане.

Организация потока создания ценности: Путь ясен, ответственность понятна
Настоящий прорыв в бережливой трансформации начинается тогда, когда на смену этой туманной структуре приходит четкая и целостная модель: Организация, основанная на потоке создания ценности. Здесь семейства продуктов основываются уже не на отделах, а на семействах продуктов. Каждое семейство продуктов возглавляет Лидер потока создания ценности. Этот человек отвечает за весь процесс, начиная с сырья и заканчивая клиентом.

Что делает руководитель потока создания ценности?

Он управляет всеми показателями, такими как качество, время доставки, запасы и производительность.
Отвечает как за проведение Kaizens, так и за устойчивость их результатов.
Он владеет процессом от конца до конца, так что фраза «это не наша работа» уходит в прошлое.
Он координирует функции, но никогда не делегирует ответственность.

Организационная схема: Сообщение за пределами видимости

Бережливая трансформация — это не только методология, это еще и культура. Организационная структура, основанная на потоке ценностей, посылает сотрудникам компании следующее мощное послание:

«Теперь у нас есть потоки, которые создают ценность для клиента. «
«Владелец ясен, цель ясна».

И поверьте мне, это послание распространяется так, что преобразует не только структуру, но и образ мышления.


Вопрос и призыв

Если Вы осуществляете проекты по бережливой трансформации в своей компании, задайте себе следующий вопрос:

«Действительно ли у этого процесса есть владелец?»

Если Ваш ответ не ясен, немедленно сделайте первый шаг: Определите лидера потока создания ценности для каждого семейства продуктов. Этот шаг изменит не только Ваши процессы, но и Ваше руководство.


Помните:

Поведение следует за структурой.
Преобразование не будет полным без изменения структуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *